Как выбрать фаркоп?

Как выбрать фаркоп?

Используя фаркоп для активного отдыха или для работы, следует помнить, что неправильно выбранное или установленное сцепное устройство  может стать причиной аварии. Поэтому во избежание опасности на дороге необходимо покупать только качественную продукцию. Однако при сегодняшнем многообразии возникает вопрос, на каком варианте остановиться?

 

 

Что такое фаркоп? Его характеристики.

 

Большинству автолюбителей понятно, что такое фаркоп (тягово-сцепное устройство) и для чего он служит. Тем неимение для выбора качественного и надежного средства необходимо знать немного больше о конструкциях и функциональных характеристиках. Об этом мы и поговорим в данной статье.

 

По сути, фаркоп представляет собой несложную крепкую металлическую конструкцию, состоящую из двух важных элементов: подвесной рамы (несущей балки) и шарового узла (крюк-шара). От качества изготовления, которых и зависит надежность и безопасность устройства. Фаркоп предназначен для буксирования прицепов различной массы как по асфальтированным, так и грунтовым дорогам. Но следует помнить, что каждое сцепное устройство имеет определенные весовые ограничения.

 

Фаркопы отличаются тяговым усилием (вес груза, который может тянуть за собой автомобиль) и нагрузкой на шар (вертикальная нагрузка на шаровой узел). По тяговым характеристикам прицепные устройства разделяют на:

 

- легкие – до 1,5 тонн и нагрузкой на шар до 75 кг,

- средние – 1,5-2,5 тонн и нагрузкой на шар от 75 до 100 кг,

- большие – свыше 2,5 тонн и нагрузкой от 100 до 150 кг.

 

Все характеристики обычно указаны в паспорте изделия (небольшой табличке на подрозетнике). К примеру, если нужно перевозить груз массой 1200 кг, а сцепное устройство выдерживает нагрузку только в тонну, значит оно вам не подходит. Даже разница в 200 кг отразится на сроке эксплуатации фаркопа и управлении автомобилем. А равномерное распределение груза на прицепе, позволит любому автовладельцу без особого труда поднять одной рукой прицеп и прикрепить к тяговому устройству.

 

 

Виды фаркопов

 

По типу крепления шарового узла тягово-сцепные устройства бывают:


 


 


Быстросъемные (полуавтомат) – шаровой узел  присоединяется при помощи специального замка-зажима (эксцентрическое крепление) или так называемого «американского» (квадрат в квадрат). Быстросъемный фаркоп имеет два варианта загрузки вертикальный и горизонтальный, его можно демонтировать без специальных инструментов.

 




Условно-съемные –  крепление шара на 2-4 болтах – крюк снимается при помощи гаечных ключей.

Несъемные – крюк крепится к балке фаркопа сваркой.



Съемный фаркоп довольно прост и удобен в эксплуатации, не портит дизайн автомобиля. При не частом использовании прицепного устройства его можно быстро отсоединить и спрятать в багажник.

  

Сцепные устройства с эксцентрическим замком-зажимом чаще применяются в легковых автомобилях и обладают средним и малым тяговым усилием.

 

Что касается «американских» фаркопов, основное их отличие от европейских состоит в ином креплении шарового узла. Если у европейских фаркопов крепление осуществляется посредствам болтов или  замка-зажима, то у «американцев» шаровой узел крепится к поперечной балке через соединение «квадрат в квадрат», а тяговые усилия достигают 5-7 тонн. Однако по характеристикам данные фаркопы практически не отличаются от европейских (диаметр шара американского стандарта – около 48 мм, а европейского – 50 мм). Но, как правило, они предназначены для использования в американских автомобилях.

 

Условно-съемный и несъемный фаркопы надежнее, прочнее и примерно в 2 дешевле, чем быстросъемные. Однако они не столь эстетичны, когда автомобиль не буксирует прицеп.

 

Кроме того,  в некоторых европейских странах правила пассивной безопасности запрещают ездить с выступающим крюком (шаром) без прицепа. Поэтому, как правило, крюк условно-съемного фаркопа достаточно легко откручивается обычным гаечным ключом. Или выбирается модель, где можно изменить угол наклона крюка, убрав его под бампер.

 

Информация о грузоподъемности фаркопа, является ли он съемным, условно-съемным или сварным, как правило, заложена в буквах, которые стоят после кодов фаркопов.

 

 

 

Выбор и производители

 

Сегодня на отечественном рынке представлен огромный ассортимент фаркопов различных видов и модификаций. И выбирая сцепное устройство нужно руководствоваться не только техническими характеристиками, но и целями, которые вы ставите перед собой. Это позволит правильно соотнести планируемые нагрузки с  конструктивными размерами и несущей способностью тягового устройства.

 

Если вы определились, для какого прицепного средства Вам необходим фаркоп, можно приступать к подбору модели. Учитывая марку авто, год выпуска и страну сборки, а также полную массу снаряженного прицепа и вертикальную нагрузку на сцепной шар.

Кроме внешнего вида и соответствия габаритам автомобиля следует обратить внимание на особенности крепления и качество материала продукции. Фаркопы изготавливаются из стали. Шаровой узел чаще кованый, но бывает и литой. Подвесная рама имеет сварную конструкцию. Для обеспечения надежной эксплуатации помимо прочности важна также высокая коррозиоустойчивость сцепного устройства. Что касается ценовых параметров, то они зависят преимущественно от технических характеристик фаркопа и марки автомобиля.

 

Не последнюю роль играет и имя производителя. Известных брендов на украинском рынке довольно много, но среди наиболее популярных мы отметили бы Auto-hak и Hak-pol (Польша), Bosal (Венгрия, Россия), Полигон-Авто (Украина) и Umbra Rimorchi (Италия), каждый из которых имеет свои преимущества, но все предлагают высококачественную сертифицированную продукцию соответствующую европейским стандартам. А широкий модельный ряд позволяет удовлетворить запросы любого покупателя по приемлемой цене.