Сажевый фильтр: принцип работы, удаление | Выхлопная система. Глушители. Катализаторы.
Сажевый фильтр: принцип работы, удаление
С ужесточением экологических норм появляются инновации способные сократить вредное воздействие на окружающую среду, а именно количество токсичных выхлопов. Так с 2005 г. с введением стандарта Евро-4 большинство дизельных авто стали оснащать противосажевым фильтром (сажевик), поскольку наличия катализатора было уже недостаточно. А с повышением норм до Евро-5 в 2009 г. установка фильтра на легковых авто с дизельным мотором стала обязательной.Учитывая отечественные нормы и условия эксплуатации, наличие сажевика не является столь популярным, как в странах ЕС, и встречается в основном в моделях отвечающих Евро-5 и представленным на рыке неофициально.
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ САЖЕВИК ?Сажевый фильтр – элемент выпускного тракта дизельного авто, отвечающий за фильтрацию и очищение выхлопов. Удерживая частички сажи, образующиеся в результате не полного сгорания топлива, сажевик сокращает выброс в атмосферу вредных веществ, содержащихся в отработанных газах.Применяют следующие виды сажевых фильтров:1. Cажевый фильтр закрытого типа, не имеющий системы автоматической регенерации, поэтому нуждается в периодической чистке;2. Cажевый фильтр способный автоматически очищаться, т.е. с функцией регенерации.Их называют фильтры DPF (англ.), FAP (фр.) и RPF (нем.).В ряде случаев фильтр размещают за каталитическим нейтрализатором. Если же сажевик соединен с катализатором окислительного типа в одном корпусе, то он устанавливается сразу после выпускного коллектора, вблизи мотора, где температура выхлопов достигает максимальной отметки. Катализатор находится в передней части банки, а фильтр – в задней. Такая комбинация получила определение сажевый фильтр с каталитическим покрытием.Структура сажевика состоит из металлического цилиндра, внутри которого находится ячеистая конструкция (матрица). Ее задача удерживать маленькие частицы сажи. Матрица выполнена из специальной жаростойкой керамики и пронизана многочисленными впускными и выпускными каналами малого диаметра. В свою очередь каналы разделены пористыми стенками, покрытыми слоем катализатора (платины) и выполняющими роль фильтра.Конструкцию противосажевого фильтра постоянно совершенствуют. Сегодня наиболее востребован сажевик с каталитическим покрытием и фильтр работающий на основе ввода в топливо присадок. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ САЖЕВОГО ФИЛЬТРАПринцип работы противосажевого фильтра условно можно разделить на два этапа: фильтрация и регенерация.Проходя через фильтр частички сажи задерживаются на его стенках, не создавая сопротивления выхлопу. А затем слой платинового катализатора доокисляет несгоревшие углеводороды и угарный газ, так же как и в бензиновых двигателях. Собственно, таким образом, и происходит процесс фильтрации.Наиболее сложна фильтрация мелких частиц, но это самые вредные для человека выбросы. Их доля составляет около 5%. Однако современные противосажевые фильтры успешно с этим справляются, уменьшая их содержание до 99,9 %.Время от времени, когда пропускная способность сажевого фильтра падает ниже нормы из-за накопившихся при фильтрации элементов сажи, блоком управления запускается процесс регенерации или прожига осевших частиц. Она бывает пассивной и активной. Но в современных сажевиках с каталитическим покрытием зачастую используются оба варианта зависимо от уровня заполнености фильтра.Пассивная регенерация осуществляется естественным образом без вмешательства в ЭБУ двигателем. Преобразование сажи в углекислый газ происходит за счет воздействия катализатора и нагревания выхлопных газов в фильтре до 350–550 градусов. Необходимым условием для этого является увеличенная нагрузка на мотор.В условиях езды по городу (в заторах) и на короткие расстояния режим работы мотора зачастую не позволяет прогреть сажевый фильтр до требуемой температуры и выполнить пассивную регенерацию. В таком случае выполняется активная (принудительная) регенерация. КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ РЕГЕНЕРАЦИЕЙОсобенность принудительной отчистки состоит в искусственном нагревании отработанных газов до 600 º С и выше. Необходимость активной регенерации определяют, основываясь на оценке пропускной способности сажевого фильтра. Для этого в дизельном моторе задействованы датчики, которые в бензиновом двигателе отсутствуют:- датчик определяющий расход воздуха;-два датчика контролирующие температуру отработанных газов до СФ и после него;- датчик показывающий перепад давления в СФ.Опираясь на информацию, полученную от датчиков, ЭБУ после основной порции совершает дополнительный впрыск дизеля в камеру сгорания, при этом прекращая рециркуляцию отработанных газов и уменьшая подачу воздуха в двигатель. Как результат температура отработанных газов повышается до нужной величины, а накопившаяся сажа сгорает.Если сажевый фильтр оснащен системой ввода присадок, то регенерация может совершаться путем впрыска в топливо специального вещества, повышающего температуру выхлопных газов. Первопроходцами в данном решении стали французы.Схема действий такая: при засорении сажевика в ЭБУ подается сигнал о необходимости впрыска добавки, содержащей церий. Благодаря чему температура отработанных газов увеличивается, фильтр разогревается, а сажа окисляется. Негативной стороной использования присадки является то, что сгорая она оседает на стенках фильтра в виде золы и сокращает срок службы прибора.В случае если ЭБУ обнаружит некорректную работу какого-либо элемента системы связанного с функционированием сажевого фильтра, то активизируется аварийный режим работы двигателя, а проведение регенерации является невозможным.

Шаг 2. Перепрошивка ЭБУ (программное отключение СФ), устранение ошибок.
Шаг 3. Механическое удаление фильтра (удаление внутренностей и изготовление стронгерного элемента внутри корпуса самого фильтра).
Шаг 4. Компьютерная диагностика.
Программно удаление сажевого фильтра происходит так: с помощью программатора в контроллер перешивается версия, не предусматривающая наличие сажевого фильтра. Убирается подвпрыск топлива, регенерация, отключаются датчики, отвечающие за работу сажевого фильтра и система EGR. После чего фильтр удаляется, а система никак не реагирует на его отсутствие. Т.е. машина с нормы Евро-5 перестраивается на евро-4 без фильтра или евро-3. Но лучше любого ремонта бережное отношение. Для того чтобы фильтр прослужил максимально долго, очень важно чередовать городской режим езды и загородный. Это важно для процесса регенерации. Не следует также слепо доверять рекламе разнообразных присадок, служащих для очистки DPF/FAP фильтров. Для этого нужно применять только рекомендованные производителями средства. И, наконец, заправляясь на проверенных АЗС, вы существенно продлите жизнь сажевика.